Роль родителей в приеме ребенка у стоматолога:
О чувствах ребенка:
Вполне нормально, что, приводя ребенка к стоматологу, родитель испытывает волнение, переживает о том, как все пройдет, а в случае если у ребенка боль, то страдает вместе с ним. Возможно, чувствует себя виноватым, и хочет поскорее изменить ситуацию, облегчить страдания малыша.
Прислушайтесь к нашим советам:
* Ошибочно преувеличивать серьезность ситуации и нагнетать обстановку поскольку этим заранее пугаете ребенка и он будет напряженным еще до приема.
* Недооценивать ситуацию также не стоит, иначе ребенок не осознает важности и необходимости лечения.
Поэтому сделайте все возможное, чтобы беспокойство не передалось ребенку, ведите себя естественно и непринужденно.
Со спокойным ребенком врачу легче найти контакт, и если ребенок спокоен, быстрее расскажет о своих страхах или других переживаниях. Ведь именно эти переживания могут препятствовать лечению и тогда врач, зная об этом, выберет соответствующую тактику работы.
Союз с врачом
Проблема с зубами ребенка – это общая проблема родителей, ребенка и врача. У каждого из участников процесса свои задачи. Лечение состоится и пройдет нормально при объединении усилий, поэтому:
* Постарайтесь сообщить врачу всю необходимую информацию. Не только о здоровье, но и о характере ребенка: что он любит, чем занимается, о чем мечтает, как обычно с ним договариваются дома.
* Часто когда ребенок сопротивляется лечению, родителям очень хочется помочь врачу, но если видно, что действия родителей не помогают, надо дать возможность врачу самому найти контакт с ребенком. Возьмите на себя роль наблюдателя.
* Будьте готовы к тому, что врач, обсудив план и стоимость лечения, попросит оставить его с ребенком наедине. Отнеситесь к этому с пониманием. Тем более, что это довольно эффективный способ преодоления проблем в поведении ребенка.
Воспитание во время лечения
Многие родители хотят, чтобы их ребенок производил на окружающих исключительно благоприятное впечатление. Поэтому, если ребенок, по их мнению, делает что-то не так, они тут же начинают его воспитывать. По мнению врачей, такое отношение к ребенку в кабинете может негативно повлиять на его поведение во время лечения.
* Не надо воспитывать ребенка во время лечения без надобности. Все равно он настолько взволнован, что вряд ли обратит на внимание. Прежде чем отдергивать ребенка в кабинете, спросите у врача, делает ли ребенок что-то непозволительное. Может это разрешено.
* Сравнение ребенка с другими детьми тоже обычно не приносит желательных результатов. Если сравнивать ребенка с кем-либо, он чувствует, что его не любят таким, какой он есть. Сравнения допустимы только с ним самим. Например:«Когда ты был младше, тебе очень нравилось сюда приходить».
Здесь важен индивидуальный подход:
Если ребенок робок, тих и послушен, особенно с незнакомыми людьми. Предоставьте ему полную свободу в кабинете. Ни в коем случае не одергивайте его: « иди туда; скажи спасибо; вытри нос» и т.д. С таким характером он вряд ли сделает что-то непозволительное. Если ребенок будет делать что-то не так, врач или ассистент ему об этом скажут. Ограничив свободу застенчивого ребенка, сформировать с ним доверительные отношения будет очень сложно. А доверие – залог успешного лечения.
Если ребенок подвижен, активен, в любом незнакомом помещении чувствует себя как дома, не отличает чужие вещи от своих. То такого ребенка в кабинете необходимо ограничивать. При входе объясните ему правила поведения. Наряду с тем чего нельзя делать, нужно обязательно сказать, что можно делать. Для того чтобы огромный интерес и потребность двигаться у ребенка были реализованы.
Если ребенок протестует и не хочет садиться в кресло к врачу, то рекомендуем:
Для начала предоставьте возможность врачу как более независимому человеку самому договориться с ребенком. При этом:
* не пытайтесь управлять ребенком в данной ситуации;
* не потакайте ребенку, не упрашивайте его, не умоляйте стоя на коленях. По мнению врачей, такое поведение родителей делает ребенка неуправляемым;
* не запугивайте ребенка и не угрожайте ему для того, чтобы он прекратил сопротивляться врачу. Даже если от этого есть эффект, то он кратковременный. Ребенок быстро начинает вести себя прежним образом и продолжает бояться врача.
* Прежде чем что-либо делать, попытайтесь понять, что сейчас думает и чувствует ребенок и как он видит и чувствует эту ситуацию.
* Помогите ребенку во время лечения понять, что он ощущает: откуда идут незнакомые звуки; что он может чувствовать. В первую очередь, должно быть завоевано доверие ребенка, как основа стабильного положительного взаимодействия. Пусть ребенок познакомится с врачом, ассистентом, обстановкой кабинета. Узнает принцип работы различных инструментов. Сам попробует ими управлять (начать он может в нашей игровой комнате с игрушкой «Зубастиком»). Самое главное это сохранить позитивные воспоминания о докторе и лечении.
Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой.